В игровой индустрии разразился один из самых необычных и публичных конфликтов последних лет. Руководство студии Unknown Worlds, создателя игры Subnautica, было уволено владельцем и издателем Krafton, Inc., что вызвало споры вокруг бонусов сотрудников, связанных с выпуском Subnautica 2 в раннем доступе.
Subnautica 2 — это долгожданное продолжение одной из самых успешных игр на выживание на ПК и консолях, и вторая по популярности игра в списке желаемого на Steam.
Бывший генеральный директор Тед Гилл, сооснователь и креативный директор Чарли Кливленд и сооснователь и технический директор Макс МакГуайр были заменены Стивом Папустисом, который также является генеральным директором Striking Distance, разработчика The Callisto Protocol.
Эти события привели к продолжающимся спорам о разработке сиквела Subnautica, с обвинениями в нарушении прав на роялти и задержках в разработке игры.
Ситуация разворачивается весьма беспорядочно, предоставляя интересный взгляд на отношения между разработчиком и издателем, а также на то, что считается приемлемым для выпуска в Steam Early Access, когда на кону большие деньги.
С выходом Subnautica 2, перенесенным с 2025 на 2026 год, ситуация далека от завершения. Основатели компании подали жалобу в канцлерский суд Делавэра. Подробности этой жалобы можно найти в открытых источниках.
31 октября 2021 года
Южнокорейский издатель Krafton объявляет о приобретении американской компании Unknown Worlds, разработчика игры Subnautica, которая ранее в этом году выпустила успешное расширение Subnautica: Below Zero.
«Структура и руководство Unknown Worlds останутся прежними, чтобы сохранить уникальную творческую идентичность», — заявили в Krafton на момент объявления.
Цена сделки составила $500 миллионов с возможностью дополнительной выплаты в размере $250 миллионов в зависимости от результатов.
29 сентября 2022 года
Оказывается, что «игра, определяющая жанр», о которой шла речь, это цифровая игра с миниатюрами Moonbreaker, которая выходит в ранний доступ на Steam и сталкивается с критикой за микротранзакции. Полноценный релиз состоится в 2024 году, но Krafton называет игру «провалом».
17 октября 2024 года
Появляется первый тизер-трейлер Subnautica 2, в котором обещается выпуск в раннем доступе в 2025 году для ПК и Xbox.
2 июля 2025 года
Krafton объявляет, что Стив Папустис заменит Теда Гилла, Чарли Кливленда и Макса МакГуайра в качестве руководителей Unknown Worlds. «Несмотря на то, что Krafton стремился сохранить сооснователей и оригинальных создателей серии Subnautica вовлеченными в разработку игры, компания желает им удачи в их будущих начинаниях», — говорится в заявлении.
Причина их ухода не раскрывается, но, учитывая последующие события, можно предположить, как Krafton оценивает прогресс разработки Subnautica 2.
4 июля 2025 года
Кливленд реагирует на решение, опубликовав заявление на Reddit и на своем сайте, называя решение Krafton «шоком». Он также утверждает, что игра «готова к выпуску в ранний доступ».
9 июля 2025 года
Релиз Subnautica 2 в раннем доступе откладывается до 2026 года. Bloomberg сообщает, что $250 миллионов бонусов разработчика зависят от достижения определенных целей дохода к концу 2025 года. Также сообщается, что бывшее руководство студии планировало поделиться бонусами с примерно 100 сотрудниками компании.
В заявлении для Eurogamer представитель Krafton сказал, что обсуждение задержки игры велось до изменения руководства и что решение не было «влиянием контрактных или финансовых соображений».
Вместо этого причиной стало содержание игры и раунд общественных игровых тестов.
10 июля 2025 года
Ситуация обостряется. Krafton публикует заявление на своем официальном сайте, направленное против бывшего руководства Unknown Worlds, с заголовком: «Неизбежная смена руководства, вызванная отказом от проекта — несмотря на удержание 90% заработка для себя».
Заявление начинается с обсуждения того, как студия приобрела Unknown Worlds для создания сильного продолжения успешной игры. Затем обсуждение переходит непосредственно к ситуации с бонусами, изложенной в статье Bloomberg.
11 июля 2025 года
Две слайды из майского обзора Subnautica 2 утекли (опубликованы на r/Subnautica). Они показывают, что запланированный контент для раннего доступа был сокращен по сравнению с целями, установленными пару лет назад и год назад, с уменьшением количества биомов, существ и режимов для планируемого запуска, среди прочих изменений.
13 июля 2025 года
Krafton подтверждает подлинность утекших слайдов из внутреннего документа, заявив, что они являются частью внутреннего обзора прогресса разработки Subnautica 2.
15 июля 2025 года
Новый отчет Bloomberg проливает свет на ситуацию с бонусами и судебным разбирательством. Krafton планирует продлить срок действия возможного бонуса в размере $25 миллионов, который будет разделен между примерно 40 сотрудниками Unknown Worlds.
16 июля 2025 года
Как сообщается GameFile, бывшие акционеры Unknown Worlds Entertainment утверждают, что Krafton использовал «давление», чтобы задержать выпуск Subnautica 2 в раннем доступе до 2026 года, избегая выплаты $250 миллионов бонусов.
В иске утверждается, что Krafton использовал тактику, такую как удержание необходимых издательских услуг и маркетинговой активности.
Бывшее руководство Unknown Worlds также утверждает, что их не могли законно уволить в соответствии с условиями соглашения 2021 года о приобретении студии, которое давало им операционный контроль над Subnautica 2.
Krafton ответил на иск, заявив, что решения были приняты для того, чтобы Subnautica 2 была лучшей игрой и соответствовала ожиданиям фанатов. Релиз игры преждевременно с недостаточным контентом, не оправдав ожиданий фанатов, нанес бы вред репутации как Subnautica, так и бренду Unknown Worlds.
Очень интересно, как эта ситуация будет развиваться дальше. Надеюсь, что Subnautica 2 все-таки выйдет в 2026 году и оправдает ожидания фанатов. Важно, чтобы такие конфликты не сказались на качестве игры.
Странно, что руководство студии решило заняться фильмом вместо игры. Конечно, хочется верить, что это не скажется на Subnautica 2, ведь первая часть была потрясающей. Надеюсь, Krafton сможет сохранить дух оригинала.
Вся эта ситуация с бонусами выглядит как затягивание времени. Интересно, сколько еще таких случаев в индустрии, о которых мы не знаем. Надеюсь, что сотрудники получат заслуженные бонусы за их труд.