В рамках ежегодного обзора от GamesIndustry.biz, мы рады снова приветствовать Леона Ю. Сяо из Beclaws, чтобы он поделился своим взглядом на состояние законодательства о лутбоксах в мире.
Добро пожаловать на очередной обзор ежегодного состояния лутбоксов. В этом году только одна страна, Бразилия, решилась на "легендарный" и почти наверняка неисполнимый запрет лутбоксов для лиц младше 18 лет. Между тем, большинство других стран продолжает обсуждать применение законодательства о защите прав потребителей для обеспечения прозрачности и запрета недобросовестных практик — более "обычный" подход.
Как и в предыдущие годы, если регуляторная позиция не изменилась или новые исследования не пролили свет на реализацию политики в определенной юрисдикции, это не будет освещено здесь. Вы можете найти детали в моих предыдущих отчетах за 2022, 2023 и 2024 годы (хотя обратите внимание, что некоторые элементы в этих статьях могут быть устаревшими).
США: Соглашение FTC – Genshin в рамках закона о защите прав потребителей
В январе 2025 года Федеральная торговая комиссия США (FTC) объявила о регуляторном соглашении с Cognosphere – международным дистрибьютором Genshin Impact, произведенной китайской компанией miHoYo. FTC утверждала, что Cognosphere нарушила права детей и законы о защите потребителей, что не было признано и не опровергнуто Cognosphere, но компания согласилась заплатить штраф в размере 20 миллионов долларов США и, что более важно, внести изменения в дизайн игры и способы монетизации.
Предполагаемые нарушения включали следующие действия:
- Искажение и преувеличение вероятностей выигрыша;
- Оплата стримеру за выпуск поддельного видео с открытием лутбокса, демонстрирующего невозможные результаты;
- Использование нескольких обменов виртуальной валютой для запутывания детей и сокрытия реальной денежной цены лутбоксов.
Не было определено, нарушали ли вышеупомянутые действия законы США о защите прав потребителей и были ли все согласованные изменения дизайна, изложенные ниже, полностью необходимы для соблюдения (возможно, меньший объем изменений уже был бы достаточным). Однако компаниям, работающим в США, рекомендуется воздерживаться от любых действий, обозначенных как проблемные в жалобе.
Бразилия: Запрет на лутбоксы для лиц младше 18 лет
В сентябре 2025 года Бразилия приняла закон о защите молодежи в интернете, одним из аспектов которого является запрет лутбоксов в видеоиграх, предназначенных для детей и подростков. Запрет вступит в силу с марта 2026 года, но детали его реализации (например, как проводить проверку возраста) еще не раскрыты.
Это напоминает Бельгию, единственную страну, которая пыталась, но не смогла "запретить" лутбоксы из-за отсутствия ресурсов у регулятора для мониторинга и соблюдения закона. Трудно представить, что бразильский закон будет хорошо реализован, учитывая предыдущий международный опыт плохого исполнения и соблюдения правил о лутбоксах. Однако Бразилия является гораздо более важным рынком, чем Бельгия, как с точки зрения количества игроков, так и доходов. Компании вряд ли захотят просто отказаться от своих доходных операций в Бразилии, как некоторые из них сделали в Бельгии, прекратив продажи лутбоксов или выведя свои игры из страны.
Бельгия: Возврат средств за нелегальные лутбоксы?
Что касается Бельгии, позиция не изменилась: "запрет" на лутбоксы на основе существующего закона о азартных играх продолжает действовать, но также остается не соблюдаемым. Однако было вынесено решение в интересном случае, когда бельгийский игрок подал в суд на Apple как оператора магазина приложений, а не на игровую компанию, чтобы попытаться вернуть деньги, потраченные на нелегальные лутбоксы в игре Top War.
Дело LS против Apple подтвердило, что платные лутбоксы являются незаконными азартными играми по бельгийскому законодательству. Однако в отношении ответственности за размещение сторонней видеоигры, содержащей нелегальные продукты в App Store, Apple пыталась утверждать, что имеет иммунитет, поскольку у неё не было конкретных знаний о незаконности, связанной с конкретной игрой Top War. Суд установил, что Apple должна была знать о том, что все лутбоксы запрещены в Бельгии, однако не ясно, лишает ли это широкое знание иммунитета Apple. Бельгийский суд не смог принять решение и вместо этого направил несколько вопросов в Суд Европейского союза для разъяснения.
К сожалению для общественности, стороны достигли соглашения до того, как Суд Европейского союза рассмотрел дело, поэтому запрос был отозван. Условия соглашения неизвестны. Мы можем увидеть больше исков против Apple, Google и других платформ для игр с целью вернуть деньги, потраченные на незаконные лутбоксы в Бельгии. Другие иски на основе незаконности определенных лутбоксов в рамках закона о защите прав потребителей могут быть также предприняты.
Австралия: Игры с лутбоксами должны иметь возрастной рейтинг не менее 15+
С 22 сентября 2024 года в Австралии требуется, чтобы игры с "внутриигровыми покупками, связанными с элементами случайности" (то есть платные лутбоксы) имели рейтинг не менее M (не рекомендуется для лиц младше 15 лет). Это правило применяется как к играм, выпущенным после этой даты, так и к играм, выпущенным ранее, если в них были изменены предложения лутбоксов.
Австралийское правительство не смогло своевременно информировать индустрию об этом изменении политики, что оставило компаниям мало шансов на своевременное соблюдение требований без обращения за дорогостоящими юридическими консультациями. Другие страны должны давать компаниям более справедливые шансы на соблюдение требований.
ЕС: Виртуальная валюта, защита несовершеннолетних и грядущий Закон о цифровой справедливости
В ЕС на самом деле не было изменений в законах, но произошло три важных события.
Во-первых, в марте 2025 года с поддержкой Европейской комиссии Сеть сотрудничества в области защиты прав потребителей опубликовала ключевые принципы виртуальных валют в играх. Это представляет собой строгое толкование регуляторов, которое может превосходить фактические юридические требования.
Во-вторых, в июле 2025 года Европейская комиссия опубликовала руководство по защите несовершеннолетних в соответствии со статьей 28 Закона о цифровых услугах, который требует, чтобы "онлайн-платформы, доступные несовершеннолетним, внедряли соответствующие меры для обеспечения высокого уровня конфиденциальности, безопасности и защищенности несовершеннолетних на их сервисе."
В-третьих, в лето и осень 2025 года Европейская комиссия провела консультации по готовящемуся Закону о цифровой справедливости, который, как ожидается, будет содержать положения, касающиеся регулирования видеоигр и, в частности, виртуальных валют и лутбоксов.
Нидерланды: Решение по рекламе My.Games
Голландский саморегулятор рекламы опубликовал комплексное решение по My.Games, касающееся лутбоксов, внутриигровых покупок и внутриигровой рекламы, подтвердив, что:
- Наличие лутбоксов должно быть раскрыто на странице продукта в магазине приложений;
- Вероятности получения различных наград в лутбоксах должны быть раскрыты;
- Все внутриигровые покупки должны показывать эквивалентную цену в евро.
Великобритания: Плохо реализованная саморегуляция UKIE и новые решения по рекламе
В целом, реализация принципов саморегуляции UKIE была слабой, с низким уровнем соблюдения и отсутствием значительного контроля. UKIE оспорила мои утверждения, но не признала очевидные проблемы.
Я ожидаю публикации исследования, заказанного правительством Великобритании по этому вопросу, которое должно было быть завершено в марте 2025 года. Результаты исследований еще не опубликованы, что вызывает разочарование.
На фронте соблюдения норм, Управление по стандартам рекламы опубликовало три решения, касающихся лутбоксов. Требования к раскрытию присутствия лутбоксов были подтверждены, независимо от того, базируется ли игровая компания в Великобритании.
Южная Корея: Раскрытие вероятностей и присутствия
С марта 2023 года Южная Корея требует раскрытия вероятностей лутбоксов. Также требуется, чтобы реклама игр с лутбоксами использовала фразу "확률형 아이템 포함" для раскрытия их присутствия. Мы обнаружили плохое соблюдение на социальных медиа, поскольку большинство компаний не раскрывают наличие лутбоксов.
Турция: Решение по рекламе физических коробок-сюрпризов
Турецкий регулятор обнаружил, что реклама физических коробок-сюрпризов с предложением случайных электронных товаров на Instagram была незаконной, поскольку не раскрывались вероятности получения различных призов и использовался поддельный таймер обратного отсчета. Это имеет последствия для лутбоксов в Турции.
Глобально: Усиленное внимание к лутбоксам и видеоиграм
Международная сеть защиты прав потребителей и правоприменения (ICPEN) опубликовала результаты международного исследования "манипулятивных практик в дизайне" в видеоиграх. Этот факт должен заставить компании задуматься о будущем несоблюдении требований. Регуляторы наконец-то начали обращать внимание на индустрию видеоигр.
Раскрытие информации: я участвовал и продолжаю участвовать в разработке политики, связанной с лутбоксами, включая несколько регуляторных жалоб, обсуждаемых выше. Читатели могут обратиться к оригинальным источникам, чтобы проверить мою интерпретацию. Как и прежде, это не является юридической консультацией.
Я благодарю Лору Хендерсон за помощь в подготовке этой статьи.
Интересная статья, спасибо за детальный обзор! Вижу, что ситуация с лутбоксами становится всё сложнее. Особенно удивил запрет в Бразилии. Кажется, это неплохой шаг, но как его будут реально исполнять? Учитывая опыт Бельгии, есть сомнения.
Сложно не согласиться с тем, что лутбоксы требуют более строгого регулирования. Однако, кажется, что многие страны всё ещё не готовы в полной мере справиться с этой задачей. Надеюсь, что это изменится с новыми законами в ЕС и других странах.