"Думаю, все работники ZA/UM согласны с тем, что у нас в студии есть нечто уникальное, что мы хотим сохранить на долгие годы," — говорит менеджер по маркетингу Поппи Ингэм, отвечающая за социальные и коммуникационные аспекты в студии, известной благодаря политически насыщенной ролевой игре Disco Elysium. Сегодня она говорит от имени ZA/UM Workers' Alliance — нового профсоюза, созданного для представления интересов части сотрудников компании, находящихся в Великобритании.
"Чем дольше я здесь работаю, тем больше понимаю, что у нас уникальный коллектив, и создание профсоюза — это важный шаг, чтобы укрепить это," — говорит дизайнер UI/UX и представитель профсоюза Деклан Кин. "Вместо того чтобы думать о том, что будет в следующем году, мы будем работать вместе, используя уже накопленный опыт и удваивая усилия. Я хочу играть в игры, которые делает эта команда."
Защита сотрудников — это не абстрактный вопрос для работников ZA/UM, которые потеряли около двух десятков коллег из-за сокращений в начале прошлого года — примерно четверть сотрудников студии на тот момент. Эти сокращения последовали за отменой автономного дополнения для Disco Elysium, любимой детективной истории, принесшей славу ZA/UM.
"Любая отмена проекта — это катастрофа," — говорит Ингэм. "Особенно когда в то время мы были маленькой студией." В период сокращений в ZA/UM работало от 40 до 60 человек. Сегодня это около 90. "Так что мы были очень сплоченной командой."
Комитет, создавший профсоюз, сделал это, чтобы сотрудники чувствовали себя в безопасности и комфорте на своих рабочих местах. "Это главная причина," — говорит Ингэм. "Мы можем воспользоваться нашими законными правами, если это понадобится. Но в основном для того, чтобы студия работала как совместный проект между работниками и руководством. Нам нравится здесь быть. Мы хотим продолжать здесь работать. Так что давайте постараемся получить место за столом на больших совещаниях с руководством."
Сила людей
Независимый профсоюз рабочих Великобритании (IWGB) представляет новую инициативу ZA/UM. "Тем не менее, наши встречи полностью открыты для наших коллег, которые могут работать и быть наняты нашими филиалами в Порту или Таллине, например," — говорит Ингэм. "Так что, хотя мы можем использовать юридическую защиту только для британских рабочих, мы все равно можем пригласить других сотрудников со всего мира, чтобы они внесли свои предложения в нашу работу."
В соглашении о признании руководство ZA/UM согласилось информировать, консультироваться и вести переговоры с профсоюзом по ключевым вопросам — таким как изменения в оплате труда, пенсии, рабочие часы и отпуск. "Многое для обеспечения общей безопасности и заботы о сотрудниках," — говорит Ингэм. "У нас пока не было сложных переговоров, но, конечно, в будущем это даст нам защиту, если мы захотим углубиться в детали."
Когда GDC опубликовала свой ежегодный опрос State of Games Industry в январе, выяснилось, что каждый десятый разработчик был уволен в 2024 году. "Мы считаем, что многое из этого происходит из-за низкой коллективной силы работников," — говорит Ингэм. "В нашем случае у нас было несколько отмененных проектов и один набор сокращений. Но я думаю, что люди, которые, к сожалению, покинули компанию, вдохновили нас продолжать это делать и придали нам сил, чтобы двигаться дальше."
Этот энтузиазм подпитывал основателей ZA/UM Workers' Alliance на протяжении года, который потребовался для запуска проекта, включая шесть месяцев интенсивной работы в процессе признания. "Боже упаси, если что-то подобное [сокращения] произойдет в будущем," — говорит Ингэм. "Но если это случится, у нас есть коллективная сила переговоров."
Для Ингэм цель больше, чем просто защита ZA/UM. "Мы видели отмены и сокращения по всей индустрии," — говорит она. "Поэтому мы действительно хотим проложить путь для других людей."
Пёстрая история
Правда в том, что сокращения затронули бесчисленные студии в последние годы. Но любое обсуждение рабочих вопросов в ZA/UM воспринимается в уникально напряженной атмосфере. Это отчасти благодаря самому Disco Elysium — его явно политические темы побуждали игроков задуматься о своих отношениях с компаниями и капиталом. А отчасти это результат горького изгнания ведущих творческих фигур из студии.
В открытом письме к фанатам, опубликованном в 2022 году, директор игры Disco Elysium Роберт Курвиц и арт-директор Александр Ростов утверждали, что новые владельцы ZA/UM захватили контроль над компанией с помощью мошенничества, вытеснив их в процессе. Между тем, генеральный директор ZA/UM Илмар Компус обвинил Курвица и Ростова в создании токсичной среды, "намерении украсть интеллектуальную собственность" и "унижении женщин и коллег".
"Было бы очень недальновидно для растущей международной компании терпеть такое поведение," — сказал Компус эстонской газете Estonian Ekspress, как перевёл Google.
С тех пор возникла небольшая индустрия, предоставляющая комментарии, объяснения и интерпретации проблем и противоречий ZA/UM. "Это были очень бурные пару лет," — говорит Ингэм. "Боже мой, открываешь Slack и не знаешь, ожидать ли очередного подкаста о студии. Ты не знал, что произойдет."
Пара журналистских документальных фильмов от People Make Games, в частности, изменила общественное мнение, вызывая сочувствие к сотрудникам, которые все еще работают в ZA/UM. Но команда, работающая над шпионской RPG Zero Parades: For Dead Spies, столкнулась с годами враждебности — темной стороной поддержки фанатов Курвица, Ростова и других ключевых членов оригинальной команды Disco Elysium, которые больше не являются частью студии.
"Думаю, я могу предложить перспективу, потому что я менеджер по коммуникациям," — говорит Ингэм. "Дело в том, что когда люди говорят нам идти убивать себя, я тот, кто это читает. Или когда люди говорят, 'Чёрт возьми, руководство,' я тот, кто это читает. Руководство не читает это. Мы говорим о том, что фанаты ценят работников, но оскорбления, которые они посылают, доходят до работников."
"Признание профсоюза было основой наших ценностей как студии"
Эд Томашевски, ZA/UM
Соучредитель Private Division Эд Томашевски был назначен президентом ZA/UM в 2022 году.
"Когда мы узнали, что рабочие обсуждают создание профсоюза, мы как команда руководства собрались, чтобы обсудить это," — говорит он. "И когда мы действительно говорили об этом, стало ясно, что признание профсоюза является основой наших ценностей как студии, чтобы обеспечивать справедливые условия труда."
Томашевски стремится отметить, что до признания профсоюза ZA/UM уже внедрила 35-часовую рабочую неделю для сотрудников в Великобритании, комплексное частное медицинское страхование Bupa, ежемесячную помощь по уходу за детьми в размере 600 фунтов стерлингов, выделенные ресурсы для психического здоровья через Oliva, до 30 дней оплачиваемого отпуска, "лидирующий в индустрии" отпуск по уходу за ребенком, индивидуальные бюджеты на обучение и развитие и комитет по разнообразию, возглавляемый сотрудниками. Компания также создала план распределения акций среди сотрудников, который распределяет более 20% акций компании среди сотрудников по всему миру.
"Когда мы сели на наше первое обсуждение [с профсоюзом], я был готов услышать: 'Хорошо, вот все проблемы в ZA/UM, и вот как профсоюз собирается их решить, с точки зрения Великобритании,'" — говорит Томашевски. "И я был приятно удивлён, услышав, что на самом деле: 'Все здесь не так плохо. У нас всё довольно хорошо, но давайте работать вместе, чтобы сделать это ещё лучше.'"
С 2019 года три игры ZA/UM были отменены — сиквел Disco Elysium, научно-фантастическая RPG и упомянутое выше дополнение, которое закончилось сокращениями. Понимает ли Томашевски, почему это может выглядеть как неэффективное управление?
"После успеха Disco Elysium и энергии, которая от него исходила, не только команда думала, что они могут сделать всё, но и что они могут сделать всё одновременно," — говорит он. "Итак, это был, я бы сказал, болезненный урок для студии, где мы получили лучшее представление о том, что мы можем достичь, когда двигались дальше, но пришлось принять болезненные решения по ходу дела."
В случаях отмены первых двух проектов, ZA/UM находилась в финансовом положении, чтобы просто перевести членов команды на другие проекты. "Однако с последней отменой, и учитывая финансовые реалии независимой студии, мы не могли продолжать с частью команды, которая составляла около 20 человек, плюс-минус," — говорит Томашевски. "Нам действительно пришлось принять трудное решение пройти через период сокращений там."
Томашевски признаёт, что эти сокращения усложнили оставшимся сотрудникам ZA/UM чувство безопасности на своих рабочих местах. "Я думаю, что в сочетании с этим и с беспокойством в индустрии, которое происходило в то время, и сокращениями, происходящими, казалось бы, каждый день," — говорит он.
"Я думаю, что все это было сочетанием, которое привнесло некоторое беспокойство. И я думаю, что то, что изначально помогло, было то, что довольно большое количество наших сотрудников, проходящих через это сокращение, имели представительство профсоюза во время тех консультационных встреч. Так что, хотя у нас не было добровольно признанного профсоюза, всё же было представительство профсоюза, что мы считали очень полезным на протяжении всего этого процесса."
Различные точки зрения
Бывший главный сценарист отмененного автономного дополнения Дора Клинджич сказала в прошлом году Sports Illustrated's GLHF, что "маска спала с лица капитала."
"Что осталось в ZA/UM — это холодная, безразличная компания, где менеджеры ведут войну против своих собственных творцов," — продолжила она. "Где искусство вторично по отношению к собственности, и где корпоративная стратегия формируется высокомерным презрением к своей аудитории."
Это не та характеристика компании, которую признает Томашевски. "Я также не верю, что нынешние сотрудники тоже так считают, исходя из обсуждений, которые мы имели с ними," — говорит он. "Изменение сложно, и не все продолжают путь вместе. Мы уважаем тех, кто внес вклад в наше прошлое, пока мы продолжаем строить наше будущее. Но чтобы ответить на ваш вопрос, нет, я не признаю такую характеристику нашей студии."
Ингэм не может лично соотнести себя с описанием Клинджич. "Это не та студия, в которой я работаю почти четыре года," — говорит она. "И я не хотела бы комментировать опыт Доры, потому что он очень, очень отличается от моего опыта."
Томашевски надеется, что в будущем ZA/UM докажет, что может одновременно уважать права работников и расширять творческие границы. "Я, как и остальная команда, хочу, чтобы ZA/UM была местом, где лучшие творческие таланты хотят работать, где они знают, что их услышат, где их будут ценить и где они смогут делать свою лучшую работу," — говорит он. "И мы верим, что Zero Parades станет доказательством этого, где она создается командой, которая чувствует себя уверенно и с возможностями."
Ингэм говорит, что энергия вокруг создания профсоюза дала команде заряд бодрости и чувство движения вперед.
"Надежда на будущее ZA/UM заключается в том, чтобы продолжать делать то, что мы делаем, но в очень защищенном и комфортном положении, теперь, когда у нас есть профсоюз," — говорит она. "И действительно бросить вызов студии и менеджменту студии наилучшим образом, чтобы убедиться, что мы представляем ZA/UM как лучшее место для работы в индустрии — мы заботимся о наших сотрудниках, у нас есть профсоюз, чтобы продвигать то, что нам нужно, и мы можем сохранять тот талант, который у нас есть здесь."
"Отсутствие коллективной силы переговоров определенно является частью проблем, которые мы видим в более широкой индустрии," — говорит Кин. "И мы можем это исправить и, как индустрия, делать лучше. Надеюсь, другие люди смогут посмотреть на нас и подумать: если они смогли, то и мы сможем."
				
Очень интересно, как ZA/UM пытается справиться с проблемами индустрии и защитить своих сотрудников. Надеюсь, что их пример вдохновит другие студии на создание профсоюзов и улучшение условий труда. Успехов им в этом непростом деле!
Приятно видеть, что студия заботится о своих сотрудниках и стремится создать комфортные условия работы. Профсоюз — это важный шаг, особенно в условиях нестабильности в игровой индустрии. Будет интересно наблюдать за их дальнейшими успехами.
Согласен с тем, что ZA/UM делает важные шаги для защиты работников. Надеюсь, это поможет им сохранить и развивать таланты. Важно, чтобы такие компании поддерживали творческую свободу и не превращались в бездушные корпорации. Желаю им удачи!