Новое исследование показало, что почти треть женщин, играющих в мобильные игры в Великобритании, испытывают чувство вины за свое увлечение.
Исследование, опубликованное 21 августа 2025 года, было проведено доктором Стефом Ренником из Университета Стерлинга и доктором Шоном Робертсом из Кардиффского университета в сотрудничестве с шведской игровой студией Undone Games. В опросе участвовали 1,000 женщин, играющих в мобильные игры в Великобритании, и изучалось их отношение к играм.
Результаты показали, что 28% опрошенных женщин признали, что испытывают вину за время, потраченное на игры, причем старшие игроки (старше 55 лет) реже испытывали это чувство, чем молодые (от 16 до 24 лет).
Согласно исследованию, женщины, скрывающие свои игровые увлечения от друзей и семьи, в три раза чаще испытывают чувство вины (63%), чем те, кто этого не делает (23%). Кроме того, женщины, которые с нетерпением ждут возможности поиграть, на 9% чаще испытывают вину, чем те, кто не ждет (34% против 25%).
Также исследование показало, что чувство стыда связано с тем, как женщины идентифицируют себя с игровой культурой.
60% респондентов не считали себя "геймерами", и женщины, считающие игры мужским занятием, вдвое чаще испытывают стыд за свое увлечение (46% против 23%), а те, кто стесняется называть себя геймером, испытывают чувство вины на 20% чаще.
Напротив, женщины, считающие, что даже редкие игры делают их геймерами, испытывают на 42% меньше стыда.
"Исследование показывает, что многие женщины чувствуют себя исключенными из видеоигровой культуры, испытывая значительное чувство вины и беспокойства о том, что другие подумают о них, когда они играют," отметила доктор Ренник в Университете Стерлинга.
"Интересно, что чувство вины или секретность в играх не коррелировали с тем, сколько времени женщины проводят за играми.
"Мы ожидали, что значительная часть женщин будет испытывать чувство вины за игры и в целом за время, посвященное отдыху.
"Однако, хотя мы думали, что чувство вины или стыда окажет негативное влияние на количество времени, проводимого за играми, мы не обнаружили такой связи. Те, кто испытывает вину или скрывает свое увлечение, не играют меньше, но чувствуют себя хуже."
Кроме того, исследование выявило корреляции между чувством вины и маркетинговыми барьерами, с которыми сталкиваются женщины: 41% из них более склонны испытывать вину, если не знают, какие игры выбрать, и 44% испытывают больше стыда, если считают игры слишком жестокими.
"Это согласуется с барьерами, выявленными Чессом (2017): женщины могут не знать о разнообразии доступных игр, поскольку им предлагается ограниченный спектр (поэтому они не знают, что выбрать), и, когда они думают об 'играх', могут не иметь в виду казуальные игры (поэтому считают их слишком жестокими)," говорится в отчете.
Отчет уточняет, что исследование учитывало только ответы людей, идентифицирующих себя как женщины, и хотя его результаты "разоблачительные", они не показывают, что женщины испытывают больше чувства вины за мобильные игры, чем другие гендеры.
"В целом, мы предполагаем, что результаты указывают на то, что многие женщины в Великобритании ощущают себя исключенными из видеоигровой культуры, и это может стать барьером для игры в мобильные игры или открытости в своем увлечении," говорится в отчете.
"Другими словами, многие из результатов можно объяснить ощущением женщин, что игры и игровая культура не для них."
"Это согласуется с предыдущими исследованиями, выявившими многие гендерные различия в свободном времени, при этом женщины почти в два раза чаще испытывают вину за 'время для себя', чем мужчины (GameHouse, 2023)," продолжает отчет.
"Женщины склонны проводить меньше времени за играми, если чувствуют, что не вписываются в игровую культуру – например, если считают, что игры – это мужское занятие или что они играют недостаточно, чтобы считаться геймером, стесняются называться геймером или считают видеоигры слишком жестокими," отметил доктор Робертс в Университете Стерлинга.
"Наоборот, женщины проводят больше времени за играми, если гордятся своими игровыми достижениями.
"Это говорит о том, что чувство вины и стыда – это лишь симптомы. Хотя они явно негативно влияют на женщин-геймеров, возможно, они не являются корнем проблемы.
"Вместо этого, устранение барьеров для игр у женщин может потребовать более глубоких изменений, таких как сокращение неравенства в свободном времени между мужчинами и женщинами."
Очень интересное исследование! Не думала, что так много женщин испытывают вину из-за игр. Надеюсь, это поможет обществу переосмыслить отношение к геймерам и сделать игровую культуру более инклюзивной для всех.