В последние годы наблюдается значительный рост профсоюзной деятельности в индустрии видеоигр. То, что когда-то было лишь предметом разговоров и мечтаний, теперь воплощается в реальность.
Сегодня профсоюзы видеоигр существуют по всему миру. Особенные успехи были достигнуты в США, где профсоюзные единицы были созданы в таких компаниях, как Raven Software, ZeniMax и Blizzard. В июне работники Ubisoft Halifax в Канаде проголосовали за создание профсоюза.
В Великобритании также есть несколько профсоюзов, представляющих интересы работников индустрии игр, включая подразделения в творческом союзе BECTU и актёрском союзе Equity. Однако наиболее заметным является отделение работников игр Независимого профсоюза Великобритании (IWGB), созданное в декабре 2018 года.
По последним данным, численность профсоюза составляет около 1500 человек, и его членство продолжает расти каждый месяц.
Пока что организация не добилась больших побед – в индустрии видеоигр Великобритании на момент написания статьи нет профсоюзных коллективов. Несмотря на это, ведутся активные обсуждения, и диалог о профсоюзах становится все более актуальным по множеству причин.
Обсуждения "криза"
"Примерно шесть или семь лет назад мы начали видеть много разговоров о реальности кризиса в индустрии и его влиянии на людей," объясняет Спринг МакПарлинДжонс, председатель профсоюза работников игр IWGB.
"В сочетании с культурными моментами, такими как предвыборная кампания Джереми Корбина в 2017 году и Берни Сандерса в Америке, мы наблюдали более широкое обсуждение левых политик в обществе. Это создало условия для серьёзного обсуждения профсоюзной деятельности в игровой индустрии впервые за всю её историю."
"Индустрия в её нынешнем виде несостоятельна"
Спринг МакПарлинДжонс, профсоюз работников игр IWGB
Секретарь профсоюза Джон Пол Доннелли добавляет: "Чем больше сотрудники индустрии игр объединяются и общаются друг с другом, тем больше они делятся своими условиями работы и проблемами. Мы медленно разрушаем эти очень изолированные группы."
Разговоры о кризисе и условиях труда в индустрии игр, безусловно, стали катализатором профсоюзной активности. Однако постоянные волны увольнений, закрытия студий и отмены проектов за последние годы придали движению значительный импульс.
"Вы можете спросить любого в индустрии, и они согласятся, что индустрия в её нынешнем виде несостоятельна," говорит МакПарлинДжонс. "С волнами увольнений, перегрузкой людей работой, все согласны, что существует системная проблема. И никто не кажется готовым предложить решение.
"Думаю, все согласятся, что значительная часть богатства движется вверх, к руководителям и акционерам; даже те, кто не очень симпатизирует идее профсоюзов, вероятно, согласятся с этой точкой зрения.
"Аргумент в пользу профсоюзов заключается в том, что если мы хотим перемен, мы должны изменить ситуацию сами. Мы должны заставить руководителей предоставить более справедливое обращение и дать работникам право голоса в управлении компаниями, где мы работаем, и играми, которые мы создаем.
"Реалистично, чтобы у работников было влияние в этом обсуждении, мы должны объединиться и действовать коллективно. История показала, что лучший способ сделать это – через профсоюзы."
Что задерживает процесс?
Учитывая текущее состояние игровой индустрии, аргументация в пользу профсоюзов кажется логичной – так почему же не формируются профсоюзные единицы повсюду? Что мешает работникам игровой индустрии Великобритании объединиться?
"Это вопрос на миллион долларов," говорит МакПарлинДжонс. "Существует подспудное течение индивидуализма, которое пронизывает многие аспекты технологической индустрии. Очень трудно убедить кого-то присоединиться к коллективному профсоюзу или группе, борющейся за лучшее обращение, когда они настолько уверены, что их большая удача уже за углом.
"Кроме того, многие просто не знают о существовании профсоюза, о том, как мы работаем и чем занимаемся. Мы пытаемся донести информацию о нашем существовании, о том, что мы боремся за лучшее обращение в индустрии. Пока что мы добиваемся успехов. Мы делаем много хорошей работы. Нужно просто, чтобы об этом узнало больше людей."
Профсоюзы сталкиваются с противодействием десятилетиям неолиберального анти-профсоюзного мышления – но, по словам Доннелли, простые разговоры являются ключом к убеждению людей.
"Самое главное, что мы делаем для начала процесса – это просто общаемся," объясняет Доннелли. "Мы большие сторонники чувства общности. Один из способов снять страх перед профсоюзами – это просто сесть рядом с коллегой, который понимает, через что вы проходите ежедневно, и просто предложить прийти на мероприятие, чтобы услышать, что мы говорим, и познакомиться друг с другом.
"Это большая часть пути, когда понимаешь, что эти люди – твои товарищи по команде. Это, пожалуй, большая часть пути."
На данный момент, игровое подразделение IWGB помогает сотрудникам студий по всей Великобритании. Это касается как работников, пострадавших от увольнений, так и других трудовых споров.
"Есть ситуация, когда люди пострадали от обязательных распоряжений о возвращении в офис, а они физически не могут вернуться в офис, так как переехали или им было гарантировано при найме, что этого не произойдет," объясняет МакПарлинДжонс.
"Мы следим за тем, чтобы с ними обращались справедливо и не заставляли делать то, что для них нереально. В настоящее время происходит много всего, и мы помогаем многим студиям, как в больших, так и в малых масштабах."
Анти-профсоюзные настроения
Несмотря на преимущества, которые предлагают профсоюзы, у них есть критики. Безусловно, в британских СМИ мы видели враждебное отношение к забастовкам работников в последние годы, будь то железнодорожники или врачи и медсестры.
"Мы видели своего рода дегуманизацию работников," говорит МакПарлинДжонс. "И среднему человеку легче ассоциировать себя с человеком, чей день был нарушен забастовкой железнодорожников, чем с самими железнодорожниками.
"Часть этого объясняется тем, что большинство людей сегодня не состоят в профсоюзах. Они не знают, что требуют забастовщики, зато знают, как чувствуется опоздание поезда, и это вызывает у них негативные эмоции.
"У многих людей есть предвзятость против профсоюзов, но это быстро проходит. Очень легко объяснить человеку, чего на самом деле требуют врачи или железнодорожники и почему они делают то, что делают.
"Когда люди узнают реальность того, что требуют работники, и что, в конце концов, у этих работников много общего с ними, это миф, который легко развеять."
Традиционный нарратив о профсоюзах и профсоюзных коллективах заключается в том, что они враждебны к работодателям. Это не тот подход, который хочет занять профсоюз работников игр IWGB, поскольку он считает, что все работают ради одной цели.
"Классическое старое профсоюзное мышление заключается в том, что [работодатели] – это враги в каком-то смысле; мы не подходим к ним с такой позиции," говорит МакПарлинДжонс. "Я думаю, что мы все хотим одного и того же: чтобы компании процветали. Мы все хотим лучшей оплаты и успешных игр.
"Анти-профсоюзный уклон все еще существует, и многие команды управления, с которыми мы сталкивались, очень не уверены в профсоюзах. Они очень тревожатся о том, как будет выглядеть профсоюзное рабочее место.
"Победы, которых мы добились до сих пор, показали, что когда рабочее место становится профсоюзным, это помогает всем. Это ведет к улучшению условий труда для всех участников. Это, по крайней мере, мое мнение."
Несостоятельные потери
Одним из признаков необходимости более справедливого соглашения между трудом и капиталом является текучесть кадров в игровой индустрии. Волны увольнений в последние годы наносят ущерб и являются крайне вредными для вовлеченных людей – но они также активно вредят всей индустрии.
"Очевидно, что [увольнения] просто неустойчивы," объясняет МакПарлинДжонс.
"Мы видим, как люди покидают индустрию с невероятной скоростью. Когда я пришел в индустрию игр, меня шокировало, насколько здесь молодые люди – причина в том, что люди покидают эту индустрию с поразительной скоростью.
"Мы видим, как так много талантов уходит из индустрии из-за этих увольнений, из-за трудностей с поиском работы и ограниченного количества доступных вакансий."
"Игровая индустрия очень увлеченная, и это было использовано для извлечения прибыли"
Джон Пол Доннелли, профсоюз работников игр IWGB
Хотя профсоюз работников игр IWGB еще не добился значимой победы, он стремится к большей представительности работников. Одним из таких усилий было противодействие новосозданному Совету по видеоиграм Великобритании, который, по мнению организации, не представлял всю индустрию страны.
"Первоначально мы оценили это так: это все руководители и люди, которые в основном базируются в Лондоне и на Юго-Востоке," объясняет МакПарлинДжонс. "Мы также пытаемся добиться большего представительства работников и людей из разных слоев общества в таких пространствах, чтобы больше людей было услышано, когда мы говорим об индустрии."
Несмотря на тёмные времена, которые переживает сейчас игровая индустрия, профсоюз работников игр IWGB с оптимизмом смотрит в будущее.
"Я очень положительно отношусь к этому," говорит Доннелли. "Люди обучаются своей роли как сотрудников и не готовы мириться с разорением индустрии. Игровая индустрия очень увлеченная, и это было использовано для извлечения прибыли. Возможно, мы достигли точки, когда увлеченность возьмет верх, и люди начнут бороться.
"Чем больше людей начинают выступать, и даже если они не знают о профсоюзах, они будут критичны к состоянию индустрии."
В итоге он заключает, что перемены неизбежны. "Ближайшие несколько лет будут очень важными для профсоюза работников игр IWGB," заключает он.
Очень интересно узнать, как профсоюзы могут изменить индустрию игр. Надеюсь, что усилия IWGB действительно приведут к улучшению условий труда. Важно, чтобы голос работников был услышан, особенно в такой конкурентной сфере, как разработка игр. Буду следить за развитием событий.