Ситуация стремительно изменилась, как отметил основатель itch.io Лиф Коркоран, и это может оказаться самым недооцененным утверждением года. Практически в одночасье разработчики игр оказались в более цензурированной среде, чем та, к которой они привыкли.
Долгое время цифровая дистрибуция позволяла создателям управлять контентом своих игр без серьезных вызовов со стороны ритейлеров, особенно на ПК. Однако в последние недели Steam удалил сотни игр и изменил свои правила, запрещая "определенные виды контента только для взрослых", который может не понравиться их платежным системам и банкам.
Вслед за этим itch.io объявил, что игры, не предназначенные для работы, будут недоступны через поисковую функцию магазина. "Мы были вынуждены срочно действовать, чтобы защитить основную платежную инфраструктуру платформы", - заявил Коркоран.
Что случилось?
No Mercy — это название игры, посвященной инцесту и насилию, которая была заблокирована в Австралии в апреле, после кампании местной группы давления Collective Shout. Эта группа, выступающая против "усиливающейся порнографизации культуры", затем нацелилась на более широкую аудиторию — сотни других игр на Steam и itch.io, которые, по их мнению, содержат сцены изнасилования, инцеста или сексуального насилия над детьми.
Эффект не заставил себя ждать. Steam начал удалять игры, связанные с сексом, которые, по мнению платформы, нарушают стандарты их платежных партнеров, объясняя это в заявлении для Rock Paper Shotgun так: "Мы снимаем эти игры с продажи в Steam Store, потому что потеря платежных методов не позволит клиентам приобретать другие игры и контент на Steam".
На следующей неделе itch.io "деиндексировал" все NSFW-игры на своей платформе, сославшись на кампанию Collective Shout и последующее внимание со стороны своих платежных систем. "Наша способность обрабатывать платежи критически важна для каждого создателя на нашей платформе", - сказал Коркоран. "Чтобы обеспечить возможность продолжать работу и предоставлять рынок для всех разработчиков, мы должны приоритизировать наши отношения с платежными партнерами и принять немедленные меры по приведению в соответствие".
Почему произошли эти репрессии?
"Когда вы являетесь платежным процессором, существуют определенные типы продуктов и услуг, которые просто более рискованны", - говорит Джил Тов-Ли, директор по маркетингу Appcharge, платформы для мобильных издателей игр. "Риск стоит денег".
"В контенте для взрослых наблюдается непропорционально высокий уровень мошенничества, возвратов и споров", - продолжает он. "И всякий раз, когда что-то идет не так, это влечет за собой расходы. Каждый раз, когда мне нужно, чтобы люди решали споры, это обходится мне в операционные расходы".
Такие нежелательные расходы означают, что, например, вы вряд ли сможете оплатить покупки на порнографическом сайте с помощью Mastercard. "Обычные платежные компании не хотят иметь ничего общего с этим", - говорит Тов-Ли. "Это просто слишком рискованно, с слишком большим потенциалом повреждения бренда".
"Сегодня это игры про изнасилование и инцест, но завтра это может быть другая лоббистская группа, оказывающая давление на ЛГБТ-игры"
Джил Тов-Ли, Appcharge
Возможно, что кампания Collective Shout подчеркнула уровень операционного и репутационного риска, о котором платежные процессоры не знали, и серьезность, которую они не ожидали. "Я думаю, что это также моральный элемент", - говорит Тов-Ли. "Это просто имеет смысл, правда? Почему бы вам одобрять игры, продвигающие инцест или изнасилование?"
Как это повлияет на разработчиков игр?
Новые правила и удаления вызвали огромную неопределенность, особенно в инди-секторе, который занимается сложными темами, от которых крупные проекты, как правило, уклоняются.
Если Steam и itch.io не предоставят четких указаний о том, что именно приемлемо на их платформах, кажется неизбежным, что репрессии окажут сдерживающее воздействие — заставляя команды и отдельных создателей отказаться от игр, которые могут вызвать споры, еще до того, как они начнутся, опасаясь, что они никогда не станут жизнеспособным коммерческим проектом.
"Только публикация неясного правила против определенных видов контента для взрослых оставляет каждого разработчика потенциально спорной игры в темноте", - написала дизайнер игр Наоми Кларк на Bluesky.
Steam не ответил на просьбу GamesIndustry.biz о дополнительной информации о том, какого рода "контент только для взрослых" разработчикам следует избегать, чтобы быть размещенными на платформе. Тем временем itch.io обновил свои часто задаваемые вопросы "неисчерпывающим списком запрещенных тем, присутствующих в карточных платежных сетях".
Itch.io заявил, что "не сможет поддерживать продажу" работ, содержащих следующие темы:
- Неконсенсуальный контент (реальный или подразумеваемый)
- Темы несовершеннолетних или "почти легальные"
- Контент, связанный с инцестом или псевдо-инцестом
- Зоофилия или связанные с животными темы
- Изнасилование, принуждение или связанные с насилием темы
- Импликации торговли людьми
- Порнография мести / вуайеризм / скрытая камера
- Фетиши, связанные с телесными отходами или экстремальным ущербом (например, "скат", "рвота")
Замечательно, что новые руководства, похоже, не могут принимать во внимание намерения игры или обработку темы. Если эти правила будут реализованы, как описано, видеоигра, исследующая торговлю людьми с целью повышения осведомленности об этой проблеме, будет удалена из магазина наряду с эксплуатационным подходом к теме.
Кроме того, itch.io заявляет, что не будет размещать игры, включающие сексуализированные изображения или видео реальных людей. "Вымышленный, иллюстрированный и рендерованный контент, как правило, допустим, если он легален", - говорится на сайте. "Созданные ИИ изображения, которые предназначены для того, чтобы напоминать фотографический контент реальных людей, не допускаются. Контент, восхваляющий сексуальное насилие, не разрешен. Изображения несовершеннолетних, представляющих несовершеннолетних или предполагаемых несовершеннолетних в сексуальном контексте, не допускаются и приведут к приостановке учетной записи".
Опасения по поводу цензуры
Широкий масштаб удаления только усилил опасения, что эти репрессии навредят художественному выражению, повредив способности игровой среды решать сложные, нишевые и сексуально откровенные темы. "Если бы текущие политики платежных процессоров всегда существовали, огромные пласты культуры, от престижных до массовых, просто не существовали бы", - написала Сара З., популярный видеоблогер, на Bluesky. "Сегодняшняя тревожная инди-работа может быть завтрашним важнейшим текстом. И даже если это не так, свобода создавать и получать доступ к сложному контенту ценна".
Среди пострадавших игр была Consume Me, автобиографическая RPG об диетах и расстройствах пищевого поведения, недавно выигравшая первый приз на фестивале независимых игр. Под влиянием оказались и несколько проектов Роберта Янга, который известен своими игривыми исследованиями гей-культуры.
Янг сам отмечает многие из своих релизов на itch.io как "чувствительный контент". "Многие из моих экспериментальных арт-игр исследуют гомосексуальность, и трудно создавать искусство на эту тему без некоторой наготы", - говорит он. "Я принимаю предупреждения о контенте и маркировку как разумную модерацию контента".
Несмотря на эти усилия, для Янга этот вид репрессий не является беспрецедентным. В 2016 году Radiator 2 стала его третьим релизом, запрещенным для трансляции на Twitch, оставляя его униженным и обесчеловеченным. Другие проводят параллели с репрессиями против контента NSFW на Patreon и запретом порнографии на Tumblr. "Кредитные компании против порно", - объяснил Мэтт Мулленвег, генеральный директор Automattic, владельца Tumblr.
Возможно, случай с OnlyFans более обнадеживающий. В 2021 году сайт объявил о своем намерении запретить сексуально откровенный контент, обвиняя банки, которые отказались работать с платформой. Но вскоре после этого, после общественного возмущения, компания заключила сделку, которая позволила ей продолжать свою деятельность без изменений.
Очевидно, что кампания Collective Shout вызвала столь же горячий ответ от игровой сообщества. Разработчики и фанаты организовывали звонки и электронные кампании через Bluesky и Twitter, стремясь донести свои опасения до платежных процессоров.
С момента удаления игр с itch.io Янг чувствует себя решительно настроенным и полным решимости продолжать создавать игры, которые ему нравятся. Но он обеспокоен будущим. "ЛГБТК-разработчики и фанаты теряют платформы и сообщества, которые мы помогали строить", - говорит он. "Это приведет к меньшему количеству ЛГБТК-представленности в играх и меньшему количеству ЛГБТК-людей, работающих в играх. Я обеспокоен тем, что консервативные культурные воины за этими репрессиями не остановятся, пока полностью не удалят ЛГБТК-людей из игр, интернета и всей общественной жизни."
Очень жалко, что из-за давления платежных систем страдают разработчики и их творчество. Неужели нельзя найти компромисс, чтобы позволить создателям выражать своё видение, не прибегая к таким радикальным мерам? Надеюсь, что ситуация изменится и мы увидим больше свободы в играх.
Статья поднимает важные вопросы о свободе выражения и цензуре. Печально, что такие решения принимаются без учета художественного контекста. Надеюсь, что разработчики найдут способы донести свои идеи до аудитории, несмотря на эти ограничения.